БРОНЗОВЫЙ КОЛОС: ОБРАЗ ПШЕНИЦЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ СКУЛЬПТУРОВ

30/11/2023

В рубрике «Сельское хозяйство в искусстве» расскажем о памятниках, статуях, скульптурах и фонтанах, в композиции которых «вплетены» золотые колосья. Пшеница вдохновляла и продолжает вдохновлять художников монументального искусства на творчество.

Фонтан «Дружба народов». Самый большой фонтан выставки на ВДНХ был запущен в 1954 году. На момент проектирования он имел другое название – «Золотой сноп», потому что по задумке архитектора Константина Топуридзе оно должно было отражать ценность сельскохозяйственных культур для СССР. Статуи символизируют 16 республик, входивших в СССР на момент создания объекта культурного наследия, а в центре композиции над прочими сельхозкультурами возвышаются снопы пшеницы как символ процветания АПК.

«Тракторист и колхозница». Главная арка ВДНХ была спроектирована архитектором Иннокентием Мельчаковым и построена в 1954 году во время послевоенной реконструкции Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. Прототип этой скульптуры, колхозник и колхозница со снопом пшеницы, был установлен на фундаменте высотой 20 метров на выставке в 1939 году. В 1954 году скульптуру переделали на меньшую версию – 8,65 метра высотой – и установили на вершину арки.

Фонтан «Золотой колос» возвышается на плоском основании, а у его подножия размещены 3 рога изобилия с овощами и фруктами: капустой, тыквой, томатами, яблоками, виноградом и другими. Символика фонтана очевидна, потому что с древних времен колосья означали возрождение, жизнь, урожай и плодородие. Над всей композицией величественно возвышается колос пшеницы.

Памятник «Золотой сноп» в посёлке Верх-Чебула Кемеровской области установлен на центральной площади. Так жители решили увековечить свой труд. Чебулинский район сельскохозяйственный и основной вид деятельности – зерноводство. Ежегодно на полях района хлеборобы выращивают более 100 тысяч тонн зерна.

«Снопы». Скульптурная композиция в виде двух снопов на Старом въезде в поселок Шушары г. Санкт-Петербурга изначально именовалась «Колхозница». Дошедшая до наших дней композиция является неполной, т.к. в ней отсутствует основная часть в виде женщины-крестьянки, своей мощной фигурой, загораживающей снопы. Крупная женщина в простом крестьянском платье стояла, воздев мускулистые руки над головой, и держала в них еще один сноп – немного меньшего размера, чем сохранившиеся до нас.

«Памятный знак Крымской пшенице». К пятилетней годовщине общекрымского референдума 2014 года и воссоединения полуострова с Россией в Симферополе был создан сквер «Крымская весна». В нем установлен Памятный знак Крымской пшенице.

Памятник «Навеки с Россией» был торжественно открыт 6 ноября 1986 года в Саранске. Открытие было приурочено к 500-летию добровольного вхождения мордовского народа в состав Российского государства. Памятник представляет собой двух женщин в национальных одеждах, которые несут один на двоих колос пшеницы, олицетворяющий дары земли. Все мы из одной земли и все мы братья и сестры.

Стела «Колосья» На кольцевой развязке трассы Бийск-Белокуриха Алтайского края появилась стела, изготовленная по проекту известного архитектора Петра Анисифорова, олицетворяющая хлеборобный край. Стела представляет собой три пшеничных колоса, скрепленных в верхней части гербами Алтайского края.

Стела «Костанай». Конструкция в Казахстане состоит из девяти элементов – девяти колосьев. Они «вырастают» из земли, на высоте около 7 м, сноп сужается, а дальше снова расширяется до 2,5 м в диаметре. Высота всей стелы — 15 м. В центре сноп охвачен поясом с надписью «Костанай».

«Памятник белорусскому хлебу». Произведение искусства весом более 700 кг установлено в 2010 г. к республиканскому празднику хлеборобов. Скульпторы: Владимир Жбанов, Александр Чигрин.

«Памятник хлебу». Торжественная церемонии состоялась 6 сентября 2014 г. на областном празднике урожая в г. Пинске (Белоруссия). Гранитный куб, на котором лежит ручник с колосьями и караваем хлеба с отрезанными ломтями, установлен у городского Дома культуры.

Стела «Солигорск» – один из самых известных и узнаваемых архитектурных символов Солигорска (Белоруссия). Символизм, зашифрованный в этом памятнике, очевиден: кристаллы сильвинита – отличное удобрение для богатого урожая. 

Статуя «Человек пшеницы», Werribee Park Mansion, Австралия. Скульптура трансформируется, когда наступают сумерки, загорается цветной камень «урожай» и светится внутри композиции. Проект включает в себя солнечные технологии и полностью автономен, перезаряжается в дневное время и переливается ночью, окружая фигуру человека светлячками.

«Ceres — богиня земледелия, урожая и плодородия» расположена Франции. Версальский дворец был резиденцией королей Франции Людовика XIV, Людовика XV и Людовика XVI. Король и двор постоянно проживали там с мая 1682 года по октябрь 1789 года, за исключением нескольких лет Регентства. В римской мифологии Ceres – богиня земледелия, урожая и плодородия.

Музей Белой пшеницы (Milli «Ak bugdaý» muzeýi). Национальный музей Туркменистана, расположенный в городе Аннау – единственный в мире музей пшеницы. В музее хранятся обнаруженные в 1904 году зёрна пшеницы, возрастом 5 тысяч лет, каменные зернотерки (II тыс. до н. э.), ручные мельничные жернова (III-II тыс. до н. э.), маслобойка для отжима масла из зерен кунжута, бронзовая мотыга (II тыс. до н. э.) и другие экспонаты. Дополнением к музейному собранию служат снопы пшеницы сортов, которые считаются достижениями современных селекционеров.

Скульптура «Стебли пшеницы» в Саудовской Аравии из стали и бронзы разработана известным египетским художником Салахом Абдул Каримом. Это одно из многих произведений, вдохновленных стихами из Священного Корана: «Подобие тех, кто тратит свое богатство на путь Бога (Аллаха), подобно подобию нового зерна кукурузы, которое прорастает изображение в скульптуре пшеницы по семь колосьев, и у каждого уха есть сгоревшие зерна. Бог (Аллах) дает многократное увеличение, кому пожелает. И Бог (Аллах) самодостаточен для нужд Своих созданий, Всеведущий».

Мемориал Пшеничной Промышленности в Австралии. Скульптуры сделаны из литого бетона и используют узоры, которые представляют стебли пшеницы, вырезанные из сжатого волокнистого цемента, окрашенные в цвет пшеницы. Каждая скульптура увенчана акриловым панно, инкрустированным мотивом огромной пшеницы. Волоконная оптика использовалась для освещения скульптур, делая их видимыми от заката до рассвета. Ночью можно увидеть зеленый и золотой цвета, которые имитируют цикл роста и тонкое движение урожая пшеницы.

«Сноп пшеницы» – скульптура Ф. Звездина, созданная в 1840-х годах – пример декоративной уральской пластики. Сноп созревшего хлеба для русского человека – олицетворение богатого урожая. Могучий бронзовый сноп прочно стоит на земле, как огромный букет, распустившись в разные стороны спелыми колосьями. Скульптор исходит из красоты цельной пластической массы, приобретающей образный смысл, а узкий небольшой просвет между свисающими колосьями лишь подчеркивают великолепие снопа.

Пшеница символизирует хлеб, сытость, аграрный сектор, хлеб, жизнь, национальное богатство, гарантию продуктовой безопасности, изобилие, труд. Поэтому колосья пшеницы можно часто увидеть не только произведениях монументального искусства, но и в гербах тех или иных стран. Золотые колосья были составляющими герба СССР, что также указывало на сельскохозяйственную направленность государства, богатство и плодородие земель.